Home Sitemap Search Feedback
 

Выставка Ассоциации произведений художников Ассоциации Российского Дворянского Собрания в Вене

В истории человечества на определённых этапах развития цивилизации, в разных странах возникали личности с гипертрофированным чувством собственного превосходства, со знанием своего мессианства. Таким образом, на волне французской революции и смене императорской власти возникла фигура Наполеона Бонапарта.

Пройдя победным маршем через всю Европу, Наполеон вторгся в Россию. Такое вероломство стало неожиданностью для русских, потому что Франция была для высшего света эталоном образа жизни и моды. Французская речь преобладала в светских салонах. Но когда на русскую землю французская армия вломилась как захватчик, все слои русского общества объединились в патриотическом порыве. Подражание французам было опрокинуто. Война 1812 года стала Отечественной войной. Она вернула русским самосознание, вернула русским Россию. В результате победы над Наполеоном и освобождения Европы русский национальный характер приобрёл ментальность победителей.

Выросло поколение новой культуры. Перечитайте стихотворения «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина» А.С. Пушкина. Вы увидите, насколько современны они и сейчас, спустя 180 лет. Появились М.Ю. Лермонтов с его «Бородино», Ф.И. Тютчев с его поэтическим русским циклом, Л.Н. Толстой с его «Войной и миром» и т.д. Великие имена, великие произведения! Национальная патриотическая тема стала главенствовать и в музыке: М.И. Глинка «Жизнь за Царя», М.П. Мусоргский «Борис Годунов» и «Хованщина», А.П. Бородин «Князь Игорь».

В изобразительном искусстве русский тип, история отечества и подвиги русского воинства стали центральной темой в течение всего XIX века. Наступил «золотой век» искусства. Вот некоторые имена – А.Г. Венецианов, В.В. Верещагин, Б.П. Виллевальде, В.И. Суриков, братья В.М. и А.М. Васнецовы и т.д. Такого подъёма творческой жизни Россия ещё не знала. Художественный критик В.В. Стасов активно пропагандировал национальное начало в культуре.

В государственном организме всё взаимосвязано, все кровеносные сосуды соединены между собой. С подъёмом культуры стало богатеть и укрепляться государство. Стала развиваться промышленность. Московский купец Павел Михайлович Третьяков и его брат Сергей Михайлович собрали на свои средства картинную галерею и подарили её Москве для бесплатного посещения москвичей. Купеческое сословие, выросшее на национальном подъёме, стало фундаментом стремительно развивающейся экономики России. Даже в архитектуре стал главенствовать «русский» стиль – сначала К.А. Тонн, затем Ф.О. Шехтель и А.С. Каминский. Меценаты-купцы поддерживали художников. Тот же П.М. Третьяков помог возрасти гению Ф.О. Шехтелю.

Вот что породила победа в войне 1812 года. «Мы русские. Какой восторг!» - воскликнул в своё время А.В. Суворов.

Я видела фотографию конца XIX века, на которой изображены три Великих князя в военных мундирах, благоговейно беседующих с группой сидящих в ряд стариков, участников военной кампании 1812 года, которым перевалило за сто лет.

Потомки солдат и офицеров, принимавших участие в Бородинском сражении, живут в России. Они даже организовали «Общество потомков участников войны с Наполеоном». Это Общество ведёт просветительскую работу: выпускают издания по истории, возрождают старинные усадьбы, в день сражения реконструируют события на Бородинском поле.

Союз потомков Российских дворян, созданный более двадцати лет назад, объединил потомков дворянских родов, чудом уцелевших в годы репрессий, уничтоживших почти всё дворянское сословие в России. Это объединение было создано для того, чтобы восстановить разорванную связь поколений, возродить многовековые духовные и нравственные ценности, извращаемые десятилетиями, традицию верного служения своему Отечеству. В структурах Дворянского Собрания сформирована Ассоциация художников. В её состав входят как дворянские потомки, так и художники, для которых Православие, Самодержавие, Народность не пустые слова, но источник творческого вдохновения, та русская идея, поиском которой так озабочена современная Россия.

Работа Ассоциации художников РДС заметно оживилась в последние три года. Были проведены три выставки в выставочном зале Паломнического центра Московского Патриархата, осенью 2010 года с успехом прошла выставка в Кремле, в помещении Администрации Президента РФ, в октябре 2011 года состоялась выставка в здании Совета Федерации РФ. Сформировано ядро профессиональных художников-единомышленников, объединённых патриотической темой, работающих в разных жанрах, стилях и техниках, сообразно своим художественным пристрастиям. При всём разнообразии, художники Ассоциации сознательно продолжают традиции русской национальной школы, основой которой является духовное начало. Приоритет имеет принцип «цветущей сложности», сформулированный в XIX веке великим русским философом Константином Николаевичем Леонтьевым. Каждый автор работает в той манере, которую считает наиболее точно выражающей его замысел. Но это, как правило, вариации традиционного реализма. Художники Ассоциации РДС занимаются изобразительным предметным искусством, не лукавя, не деформируя, но сохраняя Божий замысел изображаемого. Тем самым отрицая новомодные направления – набивший оскомину концептуализм и, так называемое, «актуальное искусство», представители которого, прежде чем начать очередное хулиганское самовыражение, предусмотрительно приглашают прессу и правозащитников, на случай спровоцированных ими же столкновений со стражами закона и полицией. Эти «подвиги», поддерживаемые либеральными искусствоведами, опускают культуру ниже плинтуса. Исключая из своей жизни искусство, общество рождает монстров потребления. Как известно, «сон разума рождает чудовищ».

Такова коротко изложенная идея Ассоциации художников Российского Дворянского Собрания.

20 сентября в выставочном зале  Российского центра науки и культуры в Вене была открыта выставка произведений художников РДС, посвящённой 200-летию победы русско-австрийской союзной армии над французскими войсками Наполеона Бонапарта. При большом стечении представителей потомков первой волны русской эмиграции, русскоязычной прессы в Вене, деятелей культуры Австрии, выставку открыла директор РЦНК в Вене Татьяна Сергеевна Мишуковская. Она сказала, что эта выставка интересна знакомством австрийской общественности с историей нашей страны, её культурой и традициями. Торжественную поздравительную речь произнёс Полномочный Посол России в Австрии Сергей Юрьевич Нечаев. Он обратил внимание на то, что напоминание о союзе наших стран сближает Россию и Австрию. Он сказал и о том, что эта выставка помогает русской диаспоре и бывшим гражданам СССР, волею судеб оказавшихся за рубежом, не терять связь с исторической родиной, с нашей православной духовностью, с отечественной культурой. Выставка порадовала зрителей реалистической школой и мастерством. Пейзажи с русскими усадьбами и узнаваемыми московскими видами вызвали некоторую ностальгию. Среди зрителей были и молодые люди, долго разглядывавшие сюжетные полотна. Сергей Юрьевич Нечаев и его супруга Нина Викентьевна были явно заинтересованы живописью, много расспрашивали о каждом авторе и художественных особенностях работ.

В выставке приняли участие семь авторов.

Действительный член Академии художеств, Народный художник России Сергей Николаевич Присекин является одной из самых масштабных фигур на сегодняшний день в художественном мире России. На выставке он продемонстрировал три сложнейших многофигурных полотна: «Триумф Наполеона. Аустерлиц», «И вот нашли большое поле: есть разгуляться, где на воле…» и «И клятву верности сдержали…». Сергей Присекин стал известен свое дипломной работой – полотном, посвящённым великому русскому святому и воину Александру Невскому «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!». Долгое время С. Присекин возглавлял студию военных художников имени М.Б. Грекова.


С.Н. Присекин «Триумф Наполеона. Аустерлиц»

С.Н. Присекин «И клятву верности сдержали…»

П.Т. Стронский.
Портрет Дениса Давыдова.
Холст, масло. 2001 г.

Член-корреспондент Академии художеств, Заслуженный художник России Пётр Тимофеевич Стронский представил «Портрет героя войны 1812 года Дениса Давыдова в его парадном варианте». Пётр Стронский принимал участие в росписях Храма Христа Спасителя. Он активно занимается общественной просветительской работой, создав Международную Академию культуры и искусства.

Три работы Заслуженного художника России Нины Владимировны Красовитовой – Портрет А. В. Суворова «Мы – русские, с нами Бог», портрет П.И. Багратиона «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя» и портрет М.Д. Скобелева «Славянский мир, сомкнись тесней…» являются частью серии «Русские полководцы». Так как Н. Красовитова профессиональный книжный иллюстратор, то и в её станковых работах превалирует сложносочинённое начало.


Н.В. Красовитова.
Портрет М.Д. Скобелева «Славянский мир, сомкнись тесней…».
Бумага, смешанная техника. 2011 г.

Центральная тема творчества Александра Сергеевича Чагодаева – война союзных армий с войсками Наполеона Бонапарта. На выставке он показал пять работ: «Наступление после Тарутина 1812 г.», «Эпизод Бородинского сражения, «А.В. Суворов в Альпах», «Портрет в историческом костюме» и «После похода». Эту тему он изучил очень подробно и воплощает её в лучших традициях батальной живописи. Художник также активно работает в жанре пейзажа.


А.С. Чагадаев. Наступление после Тарутино. Холст, масло. 2011 г.


В.И. Лозицкий.
Салют над Новодевичьим монастырем.
Холст, масло. 1998 г.

Стиль живописи Валерия Ивановича Лозицкого – импрессионизм. Для выставки в Вене он подготовил четыре московских пейзажа: «Салют над Новодевичьем монастырём», «Непокорённая врагу Москва», «Обратная дорога из Москвы в Париж» и «Новоспасский монастырь».

Александр Сергеевич Тербушев в последние годы работает над живописной серией пейзажей «Утраченные усадьбы России». Утраченные, в том числе и в результате нашествия Наполеона. Три работы из этой серии были на выставке: «Мирополье. Усадьба Энгельгардов», «Холм Уваровых» и «Дом Нахимовых в Волочке».


А.С. Тербушев.
Дом Нахимовых в Волочке.
Холст, масло. 1998 г.

А.В. Кортович.
Портрет Наполеона на фоне горящей Москвы.
Акриловая пряжа, ручная вышивка. 2011 г.

Андрей Владимирович Кортович – самый молодой участник выставки. Кроме живописи и графики он работает в технике «Картинной вышивки» акриловой пряжей, которую он изобрёл несколько лет назад. На выставке он представил две такие картины – «Портрет Дениса Давыдова» и «Портрет Наполеона Бонапарта на фоне пылающей Москвы». Сравнивая портреты Дениса Давыдова работы П. Стронского и А. Кортовича, убеждаешься в том, как психологически разнообразен может быть образ одного и того же человека.

Российское Дворянское Собрание благодарит Российский центр науки и культуры в Вене за предоставленную возможность проведения этой знаковой выставки.

Председатель Ассоциации художников РДС,
Заслуженный художник России
Н.В. Красовитова