Home Sitemap Search Feedback
 

Открытое письмо Стронского П.Т. в связи с событиями в Парке Музеон

5 лет назад, работая над одним из проектов Международного фонда исследования и поддержки в сфере культуры и искусства «Международная академия культуры и искусства», мне посчастливилось познакомиться с удивительным человеком, директором первого в Европе Музея скульптуры под открытым небом Михаилом Михайловичем Пукемо.
 
В то время музей переживал нелучшие времена. Скудное финансирование – это только одна из проблем учреждения культуры в России. Символическая зарплата сотрудников, наезды коммерческих структур на территорию и собственность, это известный всей России бич, который преследует эту самую незащищенную и самую тонкую структуру общественной жизни России.

Михаил Михайлович, кристально чистый человек, который много лет проработал заместителем директора в Театре на Таганке в ее лучшие и славные времена, дружил с Высоцким и Филатовым, в 1992 году в самый разгул бандитского передела собственности в России поставил перед Правительством Москвы вопрос о создании музея скульптуры.

Я думаю, многие помнят это время, когда рухнула Великая империя Советский Союз, и как во все времена, начиная с нападения варваров на Древний Рим, первой жертвой стала культура. Стремительным падением в пропасть можно назвать то, что случилось с великим российским кинематографом, российской эстрадой, ну и, конечно же, высокой школой советского изобразительного искусства, которой удалось впитать в себя лучшие традиции мировой культуры и переложить их на реальную жизнь. Без сомнения, это касалось и скульптуры. Вакханалия и погром памятников стали отличительной чертой того времени. Переименование улиц и населенных пунктов, бывших колхозов доходили до абсурда. До такого же абсурда доходила бесовщина и в отношении памятников.

Именно стараниями Михаила Михайловича спасены творения Е.В.Вучетича, В.И.Мухиной, С.Д.Меркурова, З.И.Виленского, Шадра и других. Это было непросто, но благодаря ему на территории Парка искусств Музеон сохранились великие произведения советской эпохи, такие как скульптуры Горького, Дзержинского работы Вучетича с Лубянской площади, Веры Мухиной и далее по списку. На пустыре, который являла территория Музеона, при скудном финансировании Михаилу Михайловичу и его соратникам удалось создать  музей европейского уровня, аналогом которому может служить лишь собрание скульптур на музейной миле от Конгресса США до памятника Аврааму Линкольну в Вашингтоне.

Трудно представить, что пришлось пережить этому человеку, чтобы защитить от захватов столь лакомый кусок в центре Москвы с видами на Кремль, Москву-реку и Храм Христа Спасителя. Лишь тот факт, что он перенес за это время 3 инфаркта, будет красноречивым доказательством неравной борьбы музейщика и подвижника с известными строительными компаниями и даже Правительством Москвы того времени. Именно на месте, которое сейчас вновь стало объектом пристального внимания ангажированных средств массовой информации, разворачивалась борьба против строительства совершенного чуждого в этом месте «Апельсина», который планировала возвести Е.Батурина совместно с ныне опальным мэром Ю.Лужковым.

Именно в это непростое время Михаил Михайлович подвел меня к разбитой дороге на территории парка и сказал: «Я слышал о проекте «Ангел Хранитель Добра и Мира», который уже воплощен во многих городах. Давай придумаем проект, посвященный добру и милосердию. Я думаю, найдутся люди, которые его поддержат». Именно тогда и возникла идея создать целый комплекс на этом заброшенном участке, который занял 2150 метров.

Когда мы обращались к нашим известным олигархам и промышленникам за поддержкой этого проекта, который был зарегистрирован в Российском авторском обществе, мы не получили никакого отклика. Лишь Международный союз благотворительных организаций выделил деньги на мощение двух тысяч ста пятидесяти метров парка. Но не бывает дороги в никуда. Эта дорога вела к домику, где родились братья Третьяковы, который и по сей день находится в жутком полуразрушенном состоянии, и отреставрировать его давно должно было  Правительство Москвы, поскольку уже более ста лет общественность нашего города пользуется коллекцией картин, собранной этими удивительными людьми.

На этом пути перед входом в филиал Государственной Третьяковской Галереи мы возвели первый в Москве памятник Третьякову, Мамонтову, Морозову, Шереметьеву, Бахрушину и другим великим сынам земли российской. Этот памятник представляет  собой колонну из красного гранита, в основании которой золотыми буквами высечены имена благотворителей. В основании лежит богородичная звезда со словами благодарности Патриарху Алексию Второму, который благословил этот монумент. Памятник венчает бронзовая фигура Ангела, покрытая сусальным золотом, который выпускает из своих рук голубя, как благую весть.

Мы живем во многоконфессиональной стране, которая за свою великую историю сумела собрать в единую семью православных, староверов, мусульман, иудеев, буддистов. Крен в сторону одной из религий был бы абсолютно неправомерен. Поэтому Ангел выпускает голубя с благой вестью о мире. Ангел – тот символ божества, который приходит человеку на помощь в трудную минуту. И именно в этом и состоит международная популярность монумента, который на сегодняшний день возведен в 30 городах России и мира, и даже на святой земле Афона на площади ее главного города.

Логическим продолжением идеи стало создание площади звезд под девизом «Гражданин. Патриот. Миротворец», что без сомнения самый актуальный лозунг в современной России. По окончании «Эпохи нулевых», как ее сейчас называют средства массовой информации, и попытки найти национальную идею воспитать людей, которые могли бы назвать себя этими простыми, но емкими словами, является задачей и нашего образования, и нашей культуры, и нашей власти. Поэтому следующим этапом проекта было создание звезд, посвященных выдающимся деятелям культуры, науки, и гражданского общества.

Одними из первых были заложены звезды конструктора Калашникова, космонавта Леонова, деятелей культуры Ланового, Кобзона… Этот список должен продолжаться в бесконечность, и мы задумали его, как Аллею славы, которая начинается от входа в Парк и завершается у ныне никому неизвестного домика, в котором выросли братья Третьяковы. Это практически идеальная композиционная прямая. В начале этой оси доминантой была установлена витражная композиция, которая представляла из себя пятиметровую сферу, символизирующую земной шар, по экватору которой на разных языках было написано «Планета Добра». Она светилась изнутри и была видна с дальних точек обзора: со стороны Москвы-реки, Садового кольца и единственного в России художественного лицея для одаренных детей при Российской академии художеств.

Бывшая грязная дорога превратилась в благоустроенную аллею, любимое место прогулок москвичей и гостей столицы. Михаилу Михайловичу Пукемо как директору музея мною было предложена идея продемонстрировать серию портретов меценатов и благотворителей, которые продолжают традиции Третьякова, Мамонтова, Морозова, Рябушинского, и за счет своих средств профинансировали 827 тяжелейших операций детям с челюстно-лицевыми патологиями в Институте пластической хирургии и косметологии. О каждом из этих людей я мог бы говорить отдельно. Они являются истинными сынами своей Отчизны. Они живут на своей земле, они любят ее, они не изменили родине и не вывезли свои капиталы за границу, вложив их в иностранные клубы, недвижимость и культуру.

Именно эти люди в первую очередь откликаются на поддержку благотворительных проектов, таких как «Вернем детям улыбку», «Во имя жизни на Земле», « От сердца к сердцу». Именно они финансировали наш фестиваль «Добрые песни России», на который дети со всей России смогли приехать в Москву и выступить на самой почетной сцене - в Государственном Кремлевском Дворце в одном концерте с нашими знаменитыми мэтрами, которые возглавили жюри Фестиваля, такими как И.Кобзон, Ю.Антонов, З.Соткилава, Е.Дога, Л.Рюмина, и многими-многими другими. Даже под этот благотворительный проект, финал которого 4 года проходил на Кремлевской сцене, так как сцена не была предоставлена бесплатно, нам пришлось привлекать средства меценатов и благотворителей, многие из которых впоследствии стали героями моих скульптурных портретов.

Также  средства меценатов привлекались на благотворительные аукционы, выставки в крупнейших музеях городов России, таких как Пенза, Челябинск, Сочи, Киров, где ученики изостудий и художественных школ выставлялись рядом с мастерами кисти. Также были выставки в европейских столицах - Вене, Братиславе, Будапеште, посвященные полету в космос Юрия Гагарина, и прошедших в крупнейших выставочных залах таких как, например,  КунтсХалле в центре Вены. Также в столице Австрии мы показывали выставку, посвященную победе русского духа в войне 1812 года. Здесь уместно вспомнить и многолетние экспозиции русского искусства в Китае.

За поддержку этих проектов я пообещал создать прижизенную галерею скульптурных портретов людей, которые помогли осуществить эти грандиозные проекты, среди которых Всероссийские фестивали, программы возрождения заброшенных парков «Добрый Ангел Мира» и самая яркая и значимая программа по финансированию детских операций, где каждый меценат мог выбрать себе конкретного ребенка и отследить его судьбу до и после операции, которая осуществлена на его средства.

Ошельмованный в репортажах, которые кочевали с канала на канал, Вячеслав Иванович Киреев на свои личные средства профинансировал 60 тяжелейших детских операций, и дети избавились от страшных врожденных патологий «заячья губа» и «волчья пасть», после которых дети смогли спокойно  вернуться к нормальной жизни. Кроме того, большой коллектив  Вячеслава Ивановича отказался от дневной заработной платы в пользу детских операций. Умело срежиссированные корреспондентами кадры выставили этого человека в дурном свете. К сожалению, это стало нормой нашего телевидения, где скандал является единственным средством привлечения зрительской аудитории, которой в интервалах между грязными репортажами впихивается дорогостоящая реклама. Хорошо подстроенные вопросы, когда человек, перечисливший миллион двести тысяч рублей  на благотворительную программу, в результате монтажа и склейки, говорит о том, что он заплатил художнику за скульптурный портрет. Хотя большая часть из них была сделана безвозмездно при затратах, которые отражают себестоимость в виде формовки и бронзового литья.

Но вернемся к Парку искусств Музеон, где на бывшем пустыре, преображенном на средства меценатов и благотворителей, я попросил Михаила Михайловича Пукемо развернуть мою серию портретов меценатов и благотворителей сегодняшнего дня. Это было непростым с его стороны решением. Спрашиваю вас: «Были ли столь безупречны ставшие ныне  хрестоматийными фигуры благотворительного движения императорской России? Имел ли я право, будь их современником, написать их портреты?» – Отвечаю: «Да, я имел право, потому что свобода, за которую мы боролись  и, тем более, свобода художника позволяет мне писать людей, либо ваять их в бронзе, независимо от того, что считает власть. Потому что  власть временна, а искусство вечно».

Я склоняю голову перед героями моих портретов, которые подверглись осмеянию и надругательству - срывать портрет с постамента, а на сегодняшний день нет другого варианта демонстрации бронзового 80-килограммового изображения всем, кроме как на бетонном постаменте. Надругательство журналиста Вестей над портретами людей, о которых он не удосужился не узнать ничего, состряпав свой отвратительный материал.

Последним ударом, который привел к смерти еще полного творческих планов М.М.Пукемо, было известие о том, что часть Парка передается под коммерческую застройку. Спустя чуть более 40 дней после его смерти на пост директора Парка назначается госпожа Е.Тюняева, не имеющая никакого отношения к культуре и искусству. Адвокат по профессии, не вникая в терминологию, она именует выставку портретов установкой бюстов, что является юридической неточностью, так как портреты современников создаются художниками при жизни современников, а бюсты устанавливаются согласно административным нормам после смерти на территориях городов.

На территории музея возможна экспозиция портретов в выбранной художником стилистике. В данном случае это была стилистика в традициях классического реалистического изображения, что предполагает портретное сходство и изображение той одежды, в которой пришел портретируемый, включая его награды.

Большая беда, когда учреждение культуры возглавляют люди, ничего не смыслящие в том деле, которым они призваны руководить. Странная война директрисы музея, проработавшей всего две с половиной недели, с коллекцией собственного музея вызывает у меня чувство недоумения. Сначала ею были «утеряны» документы, на основании которых по договору с дирекцией музея от 14 сентября 2007 года и действующего по сегодняшний день, мы воплощали проект, зарегистрированный в Российском авторском обществе. Я сделал копии документов, которые хранились у нас, и передал их главному хранителю музея. Госпожа Тюняева ни разу не пожелала встретиться, чтобы прояснить ситуацию и задать те вопросы, которые, возможно, у нее были, хотя все телефоны указаны в договорах, а мой мобильный номер известен многим сотрудникам Музеона, так как на этой территории, кроме данного проекта, мы проводили благотворительные концерты и международные пленеры художников и скульпторов из России, Украины, Белоруссии, Вьетнама, Словакии, Болгарии, Греции. Вместо прояснения позиции она начала широкую очернительную акцию в СМИ, хотя в этом не было никакой проблемы, так как это были ее собственные экспонаты. Установить более 30 бетонных постаментов, замостить плиткой 2150кв.м. площади музея и возвести 14-метровую скульптурную композицию, а так же сложное свето-техническое сооружение диаметром 5 метров под названием  «Планета Добра» нельзя было незаметно по ночам, как утверждает г-жа Тюняева. Как говорил Петр Столыпин: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна Великая Россия».

Г-жа Тюняева и Ваши соратники, к сожалению, сегодня вы победители. Скорее всего, вам даже удастся снести единственный памятник меценатам императорской России, таким как Третьяков, Мамонтов, Морозов, Штиглиц, Солдатенков, Бахрушин, Шереметев… Я создал портретную галерею современных благотворителей. Возможно, вы соберете новую комиссию из заинтересованных людей, которые скажут, что эти портреты не являются предметом искусства, по своему обыкновению потеряв документы комиссии, которая уже признала их музейной ценностью и уже поставила их на баланс музея. Как пел друг Пукемо Владимир Высоцкий: «Расстреливать два раза уставы не велят». Но сегодня, как выясняется, возможно все. Хочется вспомнить главную фразу из этой песни: «Но был один, который не стрелял», я надеюсь хотя бы на одного объективного журналиста.

А у Вас другая задача, потоптаться, как слон в посудной лавке, доказать превосходство денег над искусством, подтвердить с помощью комиссии, что в Музеоне вообще  нет достойных экспонатов, и передать территорию заинтересованным лицам.

Сейчас я работаю над портретом Михаила Михайловича Пукемо, и если найдутся деньги, отолью его в бронзе - вечном материале. Это мой долг гражданина и патриота. Сила искусства заключается в том, что имена людей, отлитых в бронзе, переживут века.

 

Постскриптум
Если хоть один из авторов этой грязной кампании перечислит в Институт пластической хирургии и косметологии средства, хотя бы на 3 операции детям с челюстно-лицевыми патологиями, то обещаю слепить его портрет.

Монументалист  П.Т.Стронский