Home Sitemap Search Feedback
 

Художник Пётр Стронский: Восхождение к Храму

 

Судьба Храма Христа Спасителя покрыта легендами... Построенный в честь доблести русских воинов, победивших огромную армию Наполеона в 1812 году, он сразу стал местом паломничества со всех уголков Православной России. Все важнейшие события, торжества, праздники и юбилеи обязательно были связаны с Храмом Христа Спасителя.

История этого замечательного памятника русской доблести начинается с манифеста императора Александра I от 25 декабря 1812 года, в котором, в частности, говорится: "Да простоит сей Храм многие века и да курится в нём перед святым престолом Божьим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в делах их предков".

Проект храма, выполненный архитектором К.А. Тоном, утвержден в 1832 году уже Николаем I, а торжественная закладка первого камня состоялась 10 сентября 1839 года. Храм строился почти 40 лет, священные изображения в нём были написаны такими художниками, как Крамской, Семирадский, Суриков, Бруни, Маковский и другими выдающимися творцами.

Печальная страница истории храма была перевернута 5 декабря 1931 года, когда по распоряжению Совета Народных Комиссаров он был взорван.

Казалось, что существование храма стало достоянием истории. И всё-таки он возродился. В феврале 1990 года Священный синод Русской православной церкви благословил возрождение храма Христа Спасителя. Седьмого января 1995 года, в праздник Рождества Христова, был заложен первый камень в его фундамент. Общее руководство работами над росписями осуществляла Российская академия художеств, а контроль за точностью воссоздания и соответствием канонам Русской православной церкви был возложен на общественный наблюдательный Совет, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым. За короткое время, прошедшее с того памятного дня, когда был заложен первый камень, руками архитекторов, строителей, скульпторов, художников стены Храма были подняты из небытия. В воссоздании живописного и орнаментального убранства участвовало 17 творческих коллективов.

Приходя сегодня в храм, восхищаясь прекрасными ликами великих святых, мы далеко не всегда знаем, кто именно создал эту прекрасную роспись. Об одном из замечательных художников, рукой которого было написано 38 ликов святых на хорах храма - Петре Стронском - и пойдёт речь.

Петр Стронский: "Моя дорога к храму началась ещё со времен учебы в Дальневосточном институте искусств (г. Владивосток), куда я поступил после окончания художественного училища. С группой реставраторов из Центра имени Грабаря мы посетили много церквей на Псковской земле. Думаю, что эти поездки сыграли большую роль в моей творческой судьбе. Их результатом стал дипломный триптих "Реставраторы", центральную часть которого - портрет известнейшего специалиста в области древнерусской живописи А.Н. Овчинникова - приобрело Министерство культуры.

Позже, уже будучи студентом Академического художественного института им. В. Сурикова, с группой московских художников я побывал на Соловецких островах, известных своей трагической судьбой, написав там серию картин "Соловки. Красный закат", "Соловецкие острова" и т. д. Я до сих пор благодарю судьбу за то, что, попав на отделение монументальной живописи, которое возглавлял тогдашний директор Третьяковской галереи Юрий Королёв, учился у таких художников, как В.Н. Челомбиев и В.А. Бакшеев, с которыми позднее довелось работать в храме Христа Спасителя.

Символично, что роспись храма была начата с придела Александра Невского. Первым на его белоснежных стенах мною был написан лик святого князя Глеба Владимирского. Следующим был воссоздан лик старшего брата Александра Невского - святого Фёдора Ярославовича, скончавшегося в 16 лет в день свадьбы. Не все знают, что часть золочения на этом образе делал сам мэр Москвы Юрий Лужков. Следует отметить, что в храме не было ни одного уголка, где бы он ни побывал вместе с Зурабом Церетели во время строительства, придирчиво добиваясь высокого качества работы. Они сумели безупречно организовать работу огромного коллектива. Ведь храм строился и расписывался одновременно! О таких лесах, о таком освещении стен и рабочего места художника, о его бытовых условиях раньше можно было только мечтать.

В западном крыле храма мною было выполнено наибольшее количество изображений. С обеих сторон окон - по два изображения в рост, высотой около четырех метров каждое - это Святой Кирилл и Святой Мефодий, просветители славян. Ниже их: Святой Михаил - первый митрополит Киевский и всея Руси, и Святой Леонтий - епископ Ростовский.

Придел в южном крыле храма посвящён имени святителя и чудотворца Николая. В северном и западном приделах я написал лики святого Спиридона - епископа Тримифунтдского, святого Евстафия - архиепископа Антиохийского, Иакова - епископа Низибского, и Ипатия - епископа Гангрийского".

Работа в храме, по словам художника, была самым счастливым периодом его жизни. Трудясь бок о бок с прекрасными мастерами, Стронский обогатился в профессиональном и, что более важно, в духовном плане, утвердился в вере, что смысл жизни художника в неустанном воспевании единства и красоты Неба и Земли. Год, проведённый в храме, был очень насыщенным и запоминающимся; ведь вблизи алтаря всё очень обостряется: рассыпались многолетние отношения, казавшиеся незыблемыми, распадались фальшивые дружбы, складывались новые творческие союзы, например, с блестящим мастером, ставшим другом, - Сергеем Присекиным (народным художником, членом-кор-респондентом Академии художеств, руководителем студии имени Грекова). Стронский и Присекин осуществили уже не один большой проект после окончания работы над храмом.

Петр Стронский: "Мой приход к религиозной теме, как и у многих художников, случился благодаря изучению иконы. Это, в первую очередь, восхищение образами Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Кстати, мне часто задают вопрос во время экскурсий по храму Христа Спасителя: "Почему не монахи-иконописцы расписывают храм?" Я всегда отвечаю: "Это ошибочное мнение, что храмы расписывают только монахи". Так, из перечисленных мною имён иконописцев только Андрей Рублев был монахом. Дело в том, что для росписи храмов нужен опыт монументальной живописи, то есть нужно учитывать расстояние, с которого смотрит зритель, степень колористической насыщенности, влияние ракурса. Поэтому, имея только опыт написания икон, художнику очень трудно справиться с большими плоскостями и огромным пространством (вспомните размеры храма Христа Спасителя, высоту его купола)".

Владение различными художественными стилями и техниками приносит Стронскому то радостное чувство профессиональной свободы, которое позволяет выбирать язык искусства, адекватный изображаемому явлению жизни.

Ещё учась на Дальнем Востоке у известнейшего пейзажиста, члена-корреспондента Академии художеств Кирилла Шебеко, Петр Стронский безраздельно отдал своё сердце пейзажу: великие мастера французского импрессионизма, такие как Клод Моне, Поль Сезанн, Сера, Синьяк, покорили молодого, начинающего художника тем, что сумели стряхнуть с пейзажа коричневую условность палитры классицизма, когда пейзажи писались в мастерской, а не на пленэре. Художник всем сердцем стремился во Францию, на родину импрессионизма. Сейчас эти поездки стали ежегодными. Пейзажи, написанные им на юге Франции, в окрестностях бургундской деревни Тэзе, рождают ощущение Вселенной как нашего общего дома.

Ну а близость к стилистике французской живописи XIX века обеспечила ему успешное участие на протяжении многих лет в аукционах Друо и де Вант, регулярно проходящих во Франции с конца позапрошлого века. Следует сказать, что аукцион Друо приобрёл известность тем, что впервые представил искусство импрессионистов: никому не известные тогда картины Моне, Ренуара, Писсаро продавались по очень скромным ценам и были доступны любому парижскому буржуа. Тогда же их стали коллекционировать Щукин и Морозов, собрания которых украшают экспозиции Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Работа с этими аукционными домами, при участии французских галерей, даёт русским художникам возможность находиться в европейском художественном процессе, не замыкаясь в рамках национальной школы.

Петр Стронский: "Я, как художник, проведший несколько персональных выставок в Цюрихе, Нью-Йорке, участвующий в аукционах Парижа и Берна уже более 15 лет, с полной ответственностью могу сказать, что картины русских художников, написанные в реалистической манере, пользуются большим спросом; они понятны и созвучны душе человека как в Европе, так и в Америке".

В 1998 году в швейцарской галерее "Краних", основанной ещё в XIX веке в центре Цюриха, у художника проходит персональная выставка. Стоит отметить, что в своих поездках за границу Стронскому удалось познакомиться с самыми разнообразными современными течениями в области изобразительного искусства, поработать со многими художниками, но каждый раз он возвращался на родину ещё более преданным принципам реалистического искусства.

Владение академической школой, большой интерес к искусству прошлого в его классических образцах, стремление понять мировое наследие и выбрать из него те страницы, в которых утверждаются вечные и незыблемые ценности, привело художника к пониманию, что искусство без нравственных евангельских заповедей и без веры обречено на вырождение.

Поэтому он с огромной радостью откликнулся на предложение главы администрации поселка Деденево Дмитровского района Московской области - Светланы Николаевны Тягачёвой - принять участие в воссоздании росписей соборной церкви имени Спаса Нерукотворного Спасо-Влахернского женского монастыря. Мало кто знает, что Светлана Тягачёва - продолжатель дела, начатого старинным дворянским родом Ховриных-Головиных. За три года ей удалось собрать вокруг себя людей, готовых к самоотверженности и самопожертвованию ради русской духовности, её истории, и восстановить монастырь.

Спасо-Влахернский женский монастырь строился почти 100 лет, начиная с 1798 года, православными христианами Головиными на своей земле. Монастырь был самым большим и богатым на Руси, в нём жили 300 сестер и монахинь. Но, как и храм Христа Спасителя, он был в 1931 году разграблен и разрушен. И вот в конце августа 2003 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил заново родившийся храм, а также вручил Светлане Тягачёвой орден Святой Ольги III степени за её огромный вклад в восстановление памятника русской православной культуры - Спасо-Влахернского женского монастыря. Ровно год спустя, в августе 2004 года, над главными вратами Спасского собора Спасо-Влахернского монастыря установлено мозаичное панно "Спас Нерукотворный", выполненное по эскизам Петра Стронского. А в сентябре прошла божественная литургия, которую провёл Митрополит Ювеналий в восстановленном, но пока ещё не расписанном храме. Как только будут подготовлены стены храма, Стронский приступит к росписи.

Петр Стронский: "Больше года я работаю над эскизами по восстановлению росписей Спасо-Влахернского монастыря. Монастырю принадлежало множество древних икон, дорогая ценная утварь. Роскошь монастыря поражала воображение прихожан. И вот всё это было разграблено и разрушено в годы бесчинствующего атеизма. Сегодня, когда многие люди в нашей стране живут в бедности, социально не защищены, а небольшая, по меркам России, группа людей сказочно богата, особенно важно сохранить те духовные и нравственные идеалы, на которых веками строилась жизнь людей нашей страны, необходимо вернуть евангельские ценности в жизнь современного человека".

Как сказал святейший патриарх: "Россия всегда была крепка православной верой, которая придаёт повседневным поступкам человека вечный смысл. Величие России - в святости её сынов и дочерей... Уверен, что обращение к опыту воплощения евангельских заповедей в её жизни, в житиях других святых Русской земли, поможет духовному и нравственному пробуждению нашего народа и возрождению великой России". Когда уже верстался номер, стало известно, что Президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении Петру Стронскому звания "Заслуженный художник России.

Петр Стронский: "Я считаю, что мой долг как православного художника сделать всё возможное для духовно-нравственного возрождения нашего многострадального народа. Построить храм в душе гораздо труднее, чем возвести стены храма на земле. И здесь роль Русской православной церкви в укреплении духовно-нравственного начала в развитии России огромна".

В сентябре этого года по эскизам и при непосредственном участии Стронского изготовлен и установлен витраж "Христос на Троне" в восстановленной недавно церкви Казанской Божьей матери в селе Богдановка Коломенского района Московской области. Церковь восстановлена на личные пожертвования Николая Васильевича Куликова - начальника управления безопасности Правительства Москвы.

В 2003 году был удостоен премии им. Николая Рериха. Вместе с ним эту высокую награду получили барон Эдуард Фальц Фейн (княжество Лихтенштейн) и ректор Санкт-Петербургского государственного университета Л.А. Вербицкая. Премию вручал директор государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. А на днях к художнику Стронскому обратился председатель Попечительского света, аудитор Счётной палаты РФ Сергей Николаевич Рябухин с просьбой приступить к воссозданию росписей одного из древнейших монастырей России - Спасо-Преображенского (впервые в летописи монастырь упомянут в 1096 году), восстановление которого идёт полным ходом. Художник с благодарностью принял это предложение.

Автор - Эльвира Александрова, Музей-институт семьи Рерихов в СПб